Буддийский взгляд на путь к взаимопониманию и согласию людей

Развитие человеческой цивилизации идет по пути очень быстрого научного, материального прогресса. Великие достижения человеческой цивилизации на этом пути обеспечивают высокий уровень комфортабельности жизни. Такой высокий уровень человеческой цивилизации, развивающейся со значительным технократическим креном, вызывает в то же время проблемы разобщенности людей, наций и культур. Все мы сталкиваемся с неизбежным следствием этого в виде отсутствия взаимопонимания, взаимопомощи людей. На этом фоне расцветают деструктивные культы, разрушаются выстроенные веками культуры народов. Пришло время говорить об этом, пришло время для осознания этих явлений в нашем обществе. Одной из основных целей конференции посуществу является поиск путей к возрастанию взаимопонимания и согласия междулюдьми, роли интеллигенции в этом процессе, а также роли религиозных конфессий – институциональных объектов прибегания людей в поисках ценностных основ бытия, духовных и социальных религиозных традиций.

Рассмотрим пути решения этих проблем с буддийских позиций. Необходимо зафиксировать факт сегодняшнего дня, заключающийся в том, что человек, достигая многих материальных благ, обретая хорошую пищу, удобную одежду, комфортное жилище, не приобретает полностью завершенного счастья. Ум человека, обладающего всеми этими материальными благами, заполнен заботами, сомнениями, страданиями и тому подобным. Как видим, материальные блага не приносят желаемого счастья – того, что в глубине своей души желает человек. Поэтому очень важно, чтобы вместе с технократически-научным, материальным прогрессом так же двигался вперед внутренний, духовный мир человека.

В наше время часто возникают конфликты между нациями и религиозными верованиями из-за имеющихся недопониманий между их представителями. Одним из способов разрешения этих вопросов является организация собраний (конференций, симпозиумов) с целью поиска общих точек взаимопонимания, общих основ бытия, духовных ценностей представителями разных национальностей и религиозныхконфессий. Это один из путей, ведущих людей к взаимопониманию и миру.

В мире существуют очень много религий, но, думаю, что цель всех религий одна – принесение счастья всем людям. Основой всех религиозных учений являются развитие взаимопонимания и добросердечия в отношениях между людьми. Так, если учеловека одной религии появляются проблемы, надо пытаться их решить всем вместе – чтобы представители одной религиозной конфессии помогали представителям другой религиозной конфессии. Эта возможность вполне обоснована: мы все являемся людьми и составляем одну большую семью людей и не важно, к какой религиозной конфессии мы принадлежим.

Желание приносить пользу окружающим является основой, на которой мы, люди можем добиться взаимопонимания. Это качество человека происходит от любви и сострадательного отношения ко всем людям, а при рассмотрении этих чувств в более широком смысле, то и ко всем живым существам. Было бы хорошо, если и верующие, и не верующие люди жили бы по принципам любви и сострадания и по принципам, проповедованным их религиозными учителями. Верующие, принадлежащие религиозной конфессии, должны развивать в себе любовь и сострадание. А также люди, не принадлежащие к религиозной конфессии, тоже должны развивать в себе любовь и сострадание. Всем людям необходимо развивать любовь и сострадание по отношению друг к другу. Думаю, что нет таких людей, кто не любил бы эти чувства – любовь и сострадание.

Любовь и сострадание необходимы не только людям, но и животным. Мы часто являемся свидетелями того, что хищники проявляют любовь и сострадание к собственным детенышам и нередко – к детенышам и не своего вида, то есть по отношению к детенышам других животных.

Любовь и сострадание являются очень важными качествами живых существ. Вдумаемся: может ли человек выжить без любви и сострадания? Думаю, что нет. Вдетстве человек полагается на любовь и сострадание родителей. С возрастом, старея, он полагается на доброту и сострадание окружающих его детей и родственников. Некоторые могут подумать, что в возрасте между детством и старостью не обязательны любовь и сострадание других, но в действительности люди в течение всей жизни нуждаются в любви и сострадании.

Существуют много разных видов любви и сострадания. Бывает любовь и сострадание к близким: родственникам, детям, родителям. Но если человек будет проявлять только этот вид сострадания и любви, то невозможно достижение счастья всегочеловечества. Поэтому необходимо расширять границы любви и сострадания, объять в них всех окружающих.

Многие согласны с тем, что любовь, сострадание и доброта сердец влекут за собойто самое искомое счастье свое и всех окружающих, но в то же время, считают, что эти качества трудно культивировать. Это не так. В буддизме с оптимизмом иуверенностью говорят о возможности развития этих качеств путем приложения усилий, проведения специальных занятий. Нужно постоянно, вновь и вновьприлагать свои усилия к тому, чтобы развивать в сердце любовь, доброту и сострадание по отношению к другим. Постоянные упражнения в этом приводят кпоявлению привычки реагировать на все происходящее с любовью, состраданием и добротой. Таким образом, это не только возможно, но и не очень трудно. Таким образом, в буддизме утверждают, что такие качества, как любовь и сострадание, являющиеся основой желания принесения пользы окружающим, поддаются развитию. И их важно развивать для нахождения взаимопонимания, согласия, для улучшения нашего общества и мира.

Поэтому очень важно, чтобы вместе с теми огромными знаниями, которые получают студенты в вузах, они развивали бы в себе и внутренние положительные качества. Необходимо, чтобы помимо знаний в сердцах молодых людей присутствовали любовь, сострадание и доброта. Необходимо, чтобы они старались быть просто хорошими людьми. Если люди, которые обладают знаниями не являются хорошими людьми, если они не развивают хорошие помыслы, то могут принести очень много вреда обществу. В то же время, если эти же люди с такими знаниями развивают в себе любовь исострадание, развивают в себе хорошие помыслы, то могут принести очень много пользы. Очень важно чтобы любовь и доброта обсуждались также и в семьях, чтобыродители прививали детям это знание, это понимание. Еще очень важно, чтобы учителя (особенно младших классов) постарались привить это понимание маленькимдетям. Ведь из этих детей вырастает наше общество.

Таким образом, из того, что все люди и вообще все живые существа желают быть счастливыми и не хотят быть несчастливыми следует, что у нас бывает ощущение блага, возникающее вследствие хороших поступков других по отношению к нам, проявлений любви и сострадания; точно так же, вследствие принесения пользы нами другим, проявления любви и сострадания к другим, другие люди, живые существа также счастливы. Поэтому, если все люди будут относиться с любовью и состраданием друг к другу, то даже враги могут стать друзьями. С развитием любви и сострадания, приходит так же и терпимость по отношению друг к другу и ко всем живым существам. И это один из тех факторов, которые помогают людям всвою очередь развивать любовь и сострадание.

 

                                                                                                            Профессор Еше Лодой Ринпоче