Буддийский взгляд на проблему социального разделения людей

Множество людей примерно с одинаковой кармой в совокупности представляют собой некую социальную группу. Общность традиций, культурно-языковых элементов, религии, а также территориальная общность являются предпосылками становления социумов. Осознание принадлежности к социальной группе влечет за собой следование требованиям своей социальной группы. Человек в основном общается с людьми своего круга, он хорошо понимает интересы, нужды и желания людей, подобных ему, и является выразителем интересов той социальной группы, к которой он принадлежит. В то же время люди различных социальных групп живут рядом, по соседству. Человек не может не видеть жизнь людей других социальных групп. Однако, даже если он неплохо знает их интересы, желания и нужды, все же он не является выразителем их интересов. Вследствие этого возникает социальная разобщенность людей. Более того, могут возникать социальные противостояния и другие негативные деяния, приводящие к страданиям людей.

В настоящее время все мы имеем рождение в мире людей, которое является одним из самых счастливых. Величина счастья или страданий зависит от кармы и клеш, имеющихся у человека. Если в прошлых жизнях человек совершал много добрых дел, делал благопожелания о рождении в счастливой участи, то в этой жизни его благопожелания исполняются, и он рождается в среде, где имеются подходящие условия для дальнейшего совершенствования благодеяний, у него будет предрасположенность к совершению благих дел. А также умственные способности будут такими, что можно будет их развивать все более и более освобождаясь от неведения. И, наоборот, если он привык к греховным деяниям, то и в этой жизни унего будет склонность к неблагодеяниям, которые приводят к накоплению неблагой кармы, и, в конце концов, у него заканчивается запас благой кармы, благодаря которой он родился человеком. Таким образом, карма и клеши являются причиной пребывания человека богатым или бедным, образованным или необразованным,рожденным в той или иной стране и т.п.

В буддизме утверждается, что и мир (самсара), и живые существа формируются кармой, что все самсарное бытие подчиняется закону зависимого происхождения. Согласно закону кармы ни одно действие не пропадает бесследно. Если заложено семя-причина, то плод-следствие обязательно будет: в этой или какой-нибудь из будущих жизней.

Каждое живое существо в соответствии с его индивидуальной кармой рождается в одном из шести миров самсары. Однако, мы, имеющие человеческое рождение, можем сказать, что к какой бы социальной группе, к какому бы социуму не относился человек, у него нет постоянного, ничем непоколебимого счастья, наоборот, у него достаточно много проблем и страданий. Поэтому нам необходимо осознать, что мы все рождены на этой земле членами одной большой человеческой семьи. Богатый или бедный, образованный или необразованный, принадлежащий к одному народу или к другому, к одной религии или к другой, придерживающейся этой идеологии или той, в конечном счете, каждый из нас просто человек – такой же, как и все остальные: каждый желает счастья и не хочет страдания. И мы все имеем одинаковое право на это.

Осознание и постепенное укрепление мысли о том, что не только Я хочу быть счастливым, но так же и все люди хотят и имеют право быть счастливыми, может постепенно менять сознание человека и поворачивать его в сторону альтруистического отношения к окружающему миру. Культивируя эту мысль, человек постепенно может становиться более восприимчивыми к чужой беде, развивать подлинное сопереживание страданий других и волю, чтобы устранить эту боль. Эта же мысль помогает нам радостно сопереживать успехи и удачи других. Умение искренне сорадоваться также является залогом увеличения взаимопонимания людей, устранения таких пороков, как зависть и злонамеренность, ведущих к страданиям как самого человека, объятого этими чувствами, так и людей – жертв ихзлодеяний.

В буддизме объясняется следующий парадокс. Человек, изо всех сил стремящийся только к своему благу очень изощренно создаёт причины своих страданий. И наоборот, сострадательный человек, помогающий всем людям, не делящий их на своих и чужих, живет счастливо. Чем больше человек заботится о счастье других, тем больше становится чувство его собственного благополучия. Развитие близости, добросердечия по отношению к другим автоматически облегчает душу. Именно сострадательное отношение человека ко всем живым существам создает причины дляего будущей счастливой жизни.

Это же положение является созидательной основой улучшения межличностных отношений, устранения разобщения и противостояния социальных групп и социумов. Буддийская практика показывает, что возможно видеть в любом человеке, которого мы встречаем близкого, родного человека. И неважно, насколько ново это лицо, странно ли его поведение, одежда, знаком ли нам язык его общения, к той или иной религиозной конфессии он относится – так как в действительности не существует значимых отличий между ним и мной.

В конечном счете, человечество – одно и все мы живем на одной планете. Эта планета Земля – наш общий дом, в котором, должен быть мир, не должно быть угрозы его разрушения. Самым действенным средством его защиты является развитие чувства глубокого сострадания к живым существам, населяющим его. Только это чувство может свести на нет все эгоистические мотивы, заставляющие людей обманывать и злоупотреблять, которые в своем апогее ведут к развязыванию войн – величайших источников насилия и страдания.

На каждом уровне человеческого общества, во всех социальных группах – семейном, родовом, национальном, межнациональном ключ к более счастливому и успешному миру лежит во все возрастающем сострадании. И для этого не нужно быть религиозным, или быть приверженцем какой-либо идеологии. Все что необходимо – это развивать и совершенствовать наши добрые человеческие качества.

 

                                                                                                               Профессор Еше Лодой Ринпоче