Методы обретения счастья

Человечество, увлекшись технократическим развитием цивилизации, оставило в стороне вопросы поддержания и дальнейшего развития духовных ценностей, и это немедленно вызвало проблемы, связанные с ухудшением внутреннего состояния человека и человеческих социумов. В этом же контексте находятся и проблемы межнациональных отношений, имеющие место практически во всех многонациональных государствах и иногда переходят в межгосударственные отношения. Исследование межнациональных отношений с целью выявления источников, вызывающих напряженности, определение путей разрешения проблем в этой области являются чрезвычайно актуальными вопросами. В данной статье представлен буддийский взгляд на решение этих проблем. 


Основная позиция буддистов в вопросе о различиях людей заключается в определении человечества как одной большой семьи людей вне зависимости от расы, национальности, социальной группы, принадлежности к какой-либо религиозной конфессии. Люди различаются только по степени страданий, переживаемых ими и по степени устремленности к освобождению от своих страданий, а также устремленностью к освобождению от страданий других людей и, более того, всех живых существ. 

Эта позиция объясняется буддийским воззрением о круговороте самсары, согласно которому живые существа с безначальных времен вращаются в шести мирах самсары, находя рождение то в низших мирах, к которым относятся миры адов, голодных духов и животных, то в высших мирах – людей, полубогов или богов. Мир людей, являющийся одним из шести миров самсары, по количеству обретших в нем рождение гораздо меньше низших миров. Поэтому можно считать, что мы нашли рождение не в самой большой семье. Рассмотрение людей с этих позиций убирает различные виды разделения людей по кастам, национальностям или по степени их материального благосостояния, так как  всем известно, что человек любой национальности и касты подвержен страданиям, человек любого благосостояния тоже подвержен страданиям. При этом степень испытываемых страданий не зависит ни от национальности, ни от уровня благосостояния человека. Буддизм утверждает, что обитатели всех шести миров самсары подвержены страданиям. Наше обиталище самсара является обителью печали и страданий. 

Учение, преподанное Буддой, показывает принципы построения мироздания и пути выхода живых существ из мира страданий – самсары и достижения ими состояния, свободного от страданий, которое называется Освобождением. Поскольку принципы мироздания одинаковы для всех времен и народов, то и объяснение путей выхода из обители страданий могут быть понятны всем людям и во все времена. 

Рассматривая Учение Будды с позиций достигаемых результатов, можно говорить о том, что во всех 84000 Учениях, преподанных Буддой нет ни одного Учения, которое не говорило бы о путях достижения счастья людьми и другими живыми существами. Весь смысл Учения Будды заключается в указании живым существам путей достижения счастья. 

Будда говорил о существовании двух видов счастья: временного и окончательного, а также о путях их обретения. Из этих двух видов счастья в начале мы должны заботиться о достижении временного счастья, каковым является обретение жизни в благородном рождении. Так, если мы обретем полностью благородное рождение, у нас будут возможности и условия дальнейшего накапливания причин и условий создания дальнейшего счастья и достижения в итоге окончательного счастья. Таким образом, сначала нужно обрести хорошее рождение, а потом на основе его обретать окончательное счастье, которое в свою очередь тоже делится на два вида: Освобождение и достижение Всеведения Будды. Вопросам достижения временного и окончательного счастья уделялось большое внимание великими Учителями буддизма. Так, великий Учитель Атиша концентрированно изложил суть Учения Будды в труде «Светильник на пути к Пробуждению». 

Итак, в соответствии с Учением Будды сначала нужно обрести благородное рождение, а именно: рождение человеком, обладающим всеми возможностями и условиями. Досточтимый Атиша изложил методы обретения благородного рождения в мире людей как путь развития низшей личности. Методы обретения окончательного счастья в виде освобождения от самсарных страданий он изложил как путь развития средней личности. Методы обретения полного счастья, то есть полного собрания совершенств и достижения Всеведения Будды представил как путь развития высшей личности. 

Еще позже досточтимый Лама Цонкапа составил объемный труд «Большое руководство к этапам пути к Пробуждению» (Ламрим Ченмо). В нем он очень понятно и подробно описал все этапы развития личностей. 

Великий Учитель Нагарджуна рассматривал пути достижения счастья, не выделяя три типа личности, а указывал на два благородных пути: путь достижения совершенства следующего рождения и совершенный путь Освобождения и достижения Всеведения. 

Человек, желающий достичь совершенства следующего рождения, должен выполнять практику нравственности и практику накопления добродетелей. На основе этой практики человек в следующей жизни может обрести не только человеческое рождение, но также все блага и условия для дальнейшего совершенствования и помощи другим. Действительно, добиться сразу окончательного счастья невозможно, поэтому лучшим путем к нему является забота об обретении в следующем рождении драгоценной человеческой жизни для дальнейшего достижения полного и окончательного счастья. 

В общем, у индивида есть возможность родиться в хорошем или плохом уделе самсары. Для рождения в хорошем уделе нужно прикладывать особые усилия, накапливать причины для его обретения в виде совершения благих дел. Попадание в плохой удел не требует никаких усилий. Верность этого утверждения можно проверить, сравнивая по количеству миры людей и животных. Мир животных гораздо больше по сравнению с миром людей. В то же время в мире людей очень мало людей, обладающих всеми благами и условиями  для накапливания дальнейших причин счастья – людей, имеющих драгоценную человеческую жизнь. 

Обретение драгоценной человеческой жизни возможно путем выполнения практики нравственности. Она является основной причиной его обретения. Для обеспечения полноты возможностей и условий кроме самого рождения в мире людей нужно иметь в будущем материальное благосостояние. Причиной достижения в будущем достаточного материального благосостояния является выполнение практики даяния. Кроме этого человеку нужно обрести рождение в благородном роде, чтобы была уважаемая и почитаемая семья. Причиной, обеспечивающей такое рождение, является практика терпения. Также результатом этой практики будет красивое тело, его цвет и формы будут совершенными. В следующем рождении мы должны притягивать людей, быть влиятельными, иметь власть. Эти качества тоже являются результатом выполнения практики терпения. Даже в этой жизни, если будете терпимыми, люди будут слушаться вас и будут идти за вами. Здесь перечислены практики, которые позволяют обрести в будущем полноту качеств в следующем человеческом рождении.

Для обретения соответствующего плода нужно иметь основную причину и сопутствующие факторы. Основной причиной обретения драгоценной человеческой жизни является практика нравственности. Именно она является семенем обретения в следующей жизни благородного рождения. Но одного лишь семени недостаточно для взращивания плода. Также и практики нравственности недостаточно для обладания всеми достоинствами драгоценного человеческого рождения. Сопутствующими факторами его обретения являются практики подношения мандалы, простирания и другие практики накопления и очищения. Самое главное, нельзя поддаваться влиянию гнева, так как проявившись, он уничтожает наши благие семена. Если мы не будем поддаваться ложным воззрениям и гневу и всегда будем закреплять свои добродеяния благими пожеланиями, то они обретают свойство не разрушаться гневом. Мы способны обрести благое рождение в будущем, опираясь именно на наше нынешнее рождение. 

Дальнейшее исследование методов достижения счастья проведем по тексту досточтимого Ламы Цонкапы «Три основных аспекта пути». Основной мотивацией проповеди Будды было достижение всеми живыми существами окончательного счастья – Всеведения Будды или Просветления. Оно достигается при обязательном выполнении двух условий: практики бодхичитты (устремленности к Просветлению ради блага всех живых существ) и истинного воззрения. Иначе эти два условия называются методом и мудростью. Метод – это бодхичитта или устремленность к Просветлению ради блага всех живых существ; мудрость – истинное воззрение о пустотности всех феноменов бытия. 
Эти два условия достижения Просветления подобны двум крыльям, на которых устремляются высоко в небеса. Они позволяют достичь Всеведения Будды и должны всегда идти вместе. Мудрость, постигающая пустоту, должна быть подкреплением устремленности, устремленность – подкреплением мудрости. Если нет метода, то практика не будет путем, ведущим к Просветлению. Если нет метода, но есть мудрость, постигающая пустоту, будет только освобождение для себя и не будет возможности достижения Всеведения Будды. Без мудрости, постигающей пустоту, имея только бодхичитту, будет возможность заботиться о других живых существах, но не будет возможности избавиться от своих изъянов. 

Имея мудрость, подкрепленную бодхичиттой, мы сможем полностью избавиться от всех своих изъянов сознания – омрачений-клеш, а также в итоге достичь Просветления ради блага живых существ. Мудрость, подкрепленная бодхичиттой,способна не только избавить от омрачений-клеш, но и полностью избавить от завесы неведения. Мудрость без бодхичитты способна устранить только завесу клеш, но не способна избавить от завесы неведения. Поэтому мы должны зародить бодхичитту и для этого нам нужно еще одно качество, которое называется отречением. Таким образом, образовались три основы Пути: отречение, бодхичитта и истинное воззрение. 

В трех основах пути первой основой является отречение. Рассмотрим его. Живые существа охвачены желаниями и привязанностями к благам самсары, таким как желание обретения материальных благ, почестей и тому подобного. Этим они привязаны к самсаре и до тех пор, пока есть такая привязанность, невозможно достичь Освобождения. Поэтому необходимо отречься от привязанностей к благам самсары. 

Рассмотрим вторую основу пути – бодхичитту. Живые существа, обитатели самсарыне имеют передышки от трех видов самсарных страданий. Первый вид самсарного страдания – страдание страданий – это явно выраженные страдания, такие, как болезни и подобное. Второй вид, страдание изменчивости – это загрязненное ощущение счастья. Этот вид страдания проявляется, например, в ситуации, когда вы испытываете чувство комфорта от удобства сидения, но со временем это чувство изменяется на обратное. Очень трудно представить себе человека, наслаждающегося непрерывным сидением. Третий вид страдания называется всеохватывающим страданием обусловленности. Этот вид страдания является основой двух предыдущих видов страданий. Само название говорит о том, что данному виду страданий подвержены все живущие в шести мирах самсары: от верхушки самсары до ада нестерпимых мучений. Все, имеющие омраченные скандхи, подвержены ему. 

Существо может находиться в одном из трех состояний: страдания, блаженства или в нейтральном. Всеохватывающее страдание обусловленности имеется в любом состоянии: и тогда, когда существо осознает свои страдания (испытывает страдание страданий), и тогда, когда ему кажется, что оно пребывает в блаженстве (испытывает страдание изменчивости), и тогда, когда оно не страдает и не пребывает в блаженстве, то есть когда существо находится в нейтральном состоянии. Для того чтобы понять, что такое всеохватывающее обуславливающее страдание, нужно узнать (определить) этот вид страдания в нейтральном состоянии. Утверждается, что этот вид страдания обусловлен тем, что каждое самсарное существо "одето" в соответствующие одежды омраченных скандх. Люди"одеты" в омраченные скандхи людей; животные – животных; боги – богов и так далее. Поскольку существа ни на миг не разлучаются со скандхами, то и всеохватывающее страдание обусловленности имеется у них всегда. 

Так как все существа страдают от этих трех видов страданий, мы должны вознамериться избавить их от них. В буддийском Учении есть два метода зарождения бодхичитты: семь причинно-следственных наставлений и метод замены себя на других. Опустим их описание, а лишь определим понятие бодхичитта: бодхичитта – это, во-первых, желание оказания помощи всем живым существам и, во-вторых – желание достичь Просветления ради блага всех живых существ. В этом определении первично желание оказания помощи всем существам и вторично -желание достичь Просветления ради блага всех живых существ. Однако без этого вторичного нет бодхичитты. 

Третья основа пути – истинное воззрение. Только истинное воззрение способно отсечь корень самсары неведение и остальные клеши. Нужно понимать, что абсолютно все феномены самсары находятся под действием закона причины и следствия – непреложного закона бытия. Все феномены появляются по причине. Они взаимообусловлены, нет ни одного самодостаточного феномена. Мы должны это воспринимать, и углубляясь в этом восприятии мы начинаем понимать смысл понятия «пустотность». 

У людей имеются ошибки в восприятии пустотности, которые проявляются в следующем. Человек не видит пустоту от истинного существования. Это значит, что он не достиг правильного понимания пустотности. Медитируя на пустотность и видя пустотную природу всех феноменов, человек может устранить крайность нигилизма, размышляя о феноменах и видя их взаимообусловленное  возникновение, человек может устранить крайность этернализма. 

Применение трех основ пути позволит человеку установить сострадательное отношение к окружающим его людям, смотреть на всех как на самых родных и дорогих людей, не разделять их на друзей и врагов. Доброта и сострадательное отношение к другим в свою очередь станет причиной его собственного счастья. Чем больше людей пойдет путем развития доброты, любви и сострадания к  живым существам, тем больше будет гармония и не возникнет напряженность на всех уровнях отношений: между  отдельными  людьми, социальными группами, национальностями и народами.

 

                                                                                                          Профессор Еше Лодой Ринпоче